Когда знания не могут дать ответы на вопросы, воображение заполняет эту пустоту. Так возникают легенды и сказания.


 Легенды о янтаре чаще всего – это истории любви, потерь и печали. Многие сказания содержат в себе ассоциацию со слезами. Возможно, это не случайно, ведь дары (а янтарь – это дар природы всему человечеству) нужно выстрадать, заслужить. А может быть, это всего лишь отголосок каплевидной формы некоторых образцов.


 Драматург Софокл в своей пьесе «Мелеагр» описал трагическую историю происхождения камня. Погибшего героя Мелеагра оплакивают сёстры, которые становятся птицами, а их слёзы превращаются в кусочки янтаря.


 Поэт Овидий также рассказывает историю о камне в «Метаморфозах». В ней погибшего Фаэтона, сына бога Солнца, также оплакивают сёстры гелиады. Горе сестёр было так велико, что боги сжалились над ними и превратили их в тополя. С тех времён тополя плачут золотыми слезами, которые в воде становятся янтариками. «Стынет под солнцем янтарь,/который прозрачной рекою/ принят и катится вдаль,/в украшение жёнам латинским…»


 (Посмотрите, ведь римский поэт (ок. 43 г. до н.э.) был близок к истине, когда в мифе указывает на растительное происхождение минерала.)

 

 Иллюстрация справа: Падение Фаэтона (гравюра Томаса де Лей c картины Антуана Карона).


 Скандинавская легенда представляет янтарь в виде слёз богини любви и плодородия Фрейи, которая печалится о своём пропавшем муже.


 Литовское сказание тоже о слезах. Повелитель богов узнаёт, что богиня Юрате живёт на морском дне в янтарном замке со своим любимым рыбаком Каститисом. Повелитель гневается и ударом молнии разрушает замок и убивает рыбака. С тех пор после бури на берегу можно найти осколки подводного замка или застывшие капельки слёз юной богини.


 А вот сказания ведической Руси описывают янтарь по-другому - как радость, как великий дар, которым могут пользоваться все люди мира для исцеления. На Руси Алатырь-камень имел сакральное значение. Камень обладал огромной магической силой, являя собой уменьшенную копию вселенной. Алатырь-камень почитали как отца всех камней. Об этом говорит «Глубинная книга» (совр. «Голубиная книга») – это славянский духовный стих, повествующий о возникновении и целостности мира. Вот отрывок из песни:

 

А кое ж море всем морям отец,
И который камень всем каменям отец?
Ах! Латырь-море всем морям отец,
И Латырь-камень каменям отец.

 

Почему ж Латырь-море всем морям отец?
Почему Латырь-камень всем каменям отец?
Потому Латырь-море всем морям отец
Потому Латырь-камень всем каменям отец:

 

Лежит он середи моря,
Середи моря, середи синего,
Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются,

 

Они берут много с него снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Потому Латырь-море морям отец,
Потому Латырь-камень каменям отец…

 

 ***

*Статья принадлежит сайту https://ambervita.ru/.
Полное или частичное копирование возможно с разрешения сайта и обязательным размещением активной ссылки.